ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
Администрации города Свердловска и Свердловского района
Луганской Народной Республики

Обращения Граждан

Аппаратное совещание: Доклад начальника отдела по делам семьи и детей Натальи Борисовой


2019-02-12 16:59:44

Одним из приоритетов государственной политики республики в сфере семьи и детей является создание благоприятных социальных условий для сохранения и укрепления института семьи, предупреждения социального сиротства, социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. На территории г. Свердловска и Свердловского района работа в этом направлении является достаточно стабильной, о чем свидетельствуют стабильные показатели уровня охвата детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, состоящих на первичном учете  в отделе по делам семьи и детей Администрации семейными формами воспитания.



По состоянию на конец 2018 года в городе и районе согласно статистическим данным проживает 18605 детей в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 8 % от общего количества детского населения ЛНР. На первичном учете детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, в отделе по делам семьи и детей Администрации состоит 220 детей, среди них 64 детей-сирот. В семьях опекунов, попечителей воспитывается 160 детей статусной категории, 40 детей с первичного учета устроены в приёмные семьи и детские дома семейного типа, 20 воспитываются в государственных учреждениях.

В сравнении с предыдущим периодом наблюдается увеличение темпов роста количественных показателей статусных детей и стабильные показатели охвата их семейными формами воспитания. По состоянию на 28.12.2018 г. уровень охвата детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, состоящих на первичном учете, семейными формами воспитания составляет 90,91 % от общей численности подучетного контингента. В сравнении с 2017 г. показатель охвата увеличился на 1,5 %.

На конец 2018 года на всех видах учета территории города Свердловска и Свердловского района состоит 191 ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, что составляет 98,5 % показателей 2017 года (194 ребенка). От общего количества детей, состоящих на первичном учете, 156 детей проживают на территории города Свердловска и Свердловского района.

Из 191 ребенка устроены в семейные формы воспитания 176 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, что составляет 100,6 % от соответствующего показателя 2017 года (175 детей). Соответственно уровень охвата семейными формами воспитания в 2018 году в сравнении с 2017 годом составляет 102,2 %.

В 2018 году количество детей-сирот и оставшихся без попечения родителей составило 22 человека, из них: 21 ребенок или 95,5 % несовершеннолетних, которым предоставлен статус в 2018 году, устроены в семейные формы воспитания, что на 14,2 % больше, чем в 2017 году. В сравнении с 2017 годом темпы роста данного показателя в 2018 году составили 116,9 %.

Важным фактором в обеспечении прав детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм воспитания. На территории Свердловска и района функционирует 14 приемных семей, в которых воспитывается 20 приемных детей, в том числе, 1 лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и 1 детский дом семейного типа, в котором проживают 7 несовершеннолетних воспитанников.

В течение 2018 года создана 1 приемная семья (в 2017 году приемные семьи не создавались), в которую устроен 1 ребенок-сирота. В 3 действующие приемные семьи устроено по 1 статусному ребенку. Кроме того, на территории открыт 1 детский дом семейного типа, в него устроено 3 ребенка-сироты и 4 ребенка, оставшихся без попечения родителей (в 2017 году детские дома семейного типа не создавались). В 2018 году Республиканской комиссией по усыновлению рассмотрено 5 дел представленных отделом по делам семьи и детей, по усыновлению детей. Подготовлено 5 заключений о целесообразности усыновления детей и соответствие их интересам малолетних. В течение 2018 года усыновлено 5 детей. На конец 2018 года семейными формами устройства охвачено 100 % детей, состоящих на первичном учете и проживающих на территории. На конец 2018 года  на учете кандидатов в усыновители состоит две семьи.

За период отсутствия деятельности судов ЛНР в сфере гражданского судопроизводства 33 ребенка были признаны детьми, оставшимися без родительского попечения,  в соответствии с положениями  Порядка назначения временной опеки и временного попечительства над детьми, которые остались без родительской опеки, утвержденного постановлениями Совета Министров Луганской Народной Республики от 31.05.2016 №285 и от 08.07.2017 №503/17 устроены на воспитание в семьи временных опекунов/попечителей. В связи с достижением совершеннолетия и передачей на воспитание родителям за истекший период с учета сняты 7 человек.

В соответствии с приказом  Верховного суда Луганской Народной Республики от 20.12.2018 №18 ДО «О начале деятельности  судов Луганской Народной Республики» с 20 декабря 2018 года начата деятельность гражданского судопроизводства ЛНР. В связи с этим с целью защиты законных прав и интересов детей на воспитание в семье в декабре 2018 года специалистами отдела по делам семьи и детей проведена разъяснительная и подготовительная работа с временными опекунами/попечителями по подаче заявлений в Свердловский горрайонный суд по лишению родительских прав родителей, в отношении которых с целью установления временной опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, были даны заключения Администрации города Свердловска и Свердловского района о целесообразности лишения родительских прав.

В соответствии с п.2.8 Постановления Совета Министров ЛНР от 08.08.2017 № 503/17 «Об утверждении Порядка назначения временной опеки и временного попечительства над детьми, которые остались без родительской опеки» в течение одного месяца со дня возобновления работы судов ЛНР по рассмотрению дел о лишении родительских прав  отделом по делам семьи и детей и временными опекунами были подготовлены 26 исковых заявлений. В указанный в соответствии с законодательством срок все заявления приняты к производству суда, назначены предварительные судебные заседания. По большинству дел предварительные заседания уже состоялись, начаты судебные разбирательства. Только на сегодня ( 11.02.2019) назначены 8 заседаний с привлечением специалистов отдела по делам семьи и детей Администрации. Судебное производство по указанным вопросам должно быть завершено в течение двух месяцев после принятия искового заявления. При этом  временная опека и временное попечительство над несовершеннолетними лицами будет прекращено только с момента вступления в силу решения суда о лишении родительских прав родителей (родителя) или об отказе в удовлетворении искового заявления о лишении родительских прав родителей (родителя) несовершеннолетнего, над которым установлена временная опека и временное попечительство. После этого будет проведена процедура устройства детей, оставшихся без родительского попечения в семьи.

Кроме судебных дел, инициированных Администрацией города по лишению родительских прав специалисты отдела принимают участие в судебных разбирательствах по семейным спорам, в частности  установление графика общения с родителем проживающим отдельно, по лишению родительских прав одного из родителей (одностороннее лишение родительских прав), проводят обследование условий проживания лиц, в отношении которых решаются судебные вопросы, причем не только Свердловским горрайонным судом. В частности, до 15.02.2019 г. готовятся материалы, которые будут рассматриваться Брянковским городским судом относительно гражданина, проживающего в нашем городе. А также ждем материалов органа опеки и попечительства Краснодона и Краснодонского района, чтобы подготовить заключение отдела по рассматриваемому вопросу.

Дополнительно информирую, что согласно ст. 69 СК ЛНР, оба родителя или один из них могут быть лишены родительских прав, если они:
•    уклоняются от выполнения своих обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
•    отказываются без уважительных причин забрать своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной мед. организации, образовательной организации (учреждения), учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций (учреждений);
•    злоупотребляют своими родительскими правами;
•    жестоко обращаются, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
•    являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
•    совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
Документы, которые рассматриваются судом, должны подтверждать наличие следующих обстоятельств:
•    Уклонение родителя от выполнения своих обязанностей – отсутствие заботы о нравственном и физическом развитии, обучении, несоответствие нормам содержания ребенка, отказ погашать задолженности по уплате алиментов и т.д.
•    Использование своих прав в ущерб интересов детей, например: создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п..
•    Жестокое обращение с детьми – оскорбление или эксплуатация, физическое или психическое насилие над ними.
•    Хронический алкоголизм или наркомания родителей.
•    Совершение родителем умышленного преступления против жизни и здоровья детей и др.
•    Невыполнение защиты прав и интересов детей.
Насколько достаточен пакет  материалов, а также их весомость определяет суд.

В настоящее время в связи с юридическими коллизиями возникла проблема в сфере семьи и детства.

В связи с началом работы в Луганской Народной Республике судов по рассмотрению гражданских дел в соответствии с п. 1.2 Временного порядка выдачи разрешения на выезд ребенка, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, за пределы Луганской Народной Республики без согласия одного из родителей (новая редакция), утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 08.05.2018 № 266/18, Администрация города Свердловска и Свердловского района с конца декабря 2018 г. утратила полномочия относительно выдачи гражданам разрешений на выезд детей за пределы Луганской Народной Республики без согласия второго родителя.

Проблема затрагивает интересы отдельных категорий граждан. В связи с приграничным положением г. Свердловска по отношению к Российской Федерации и сопряженной с этим активной миграцией населения, имеется риск роста социальной напряженности, а также влечет за собой нарушение прав граждан, определенных ст. 20 Конституции Луганской  Народной Республики, ст. ст. 56, 64 Семейного кодекса Луганской  Народной Республики.

Отделом по делам семьи и детей Администрации  проанализирована указанная проблема за декабрь 2018 - январь 2019 года.     Анализ обращений граждан показывает, что по причине отсутствия в настоящее время нормативных правовых актов Луганской Народной Республики, регулирующих вопросы въезда на территорию и выезда с территории Луганской Народной Республики, решение указанного вопроса в судебном порядке не представляется возможным. Особо острой данная проблема является для родителей, дети которых нуждаются в лечении или оздоровлении на территории Российской Федерации.

Решение проблемы возможно путем  принятия нормативного правового акта, устраняющего препятствия для выезда детей за пределы Луганской Народной Республики в случаях, когда получить согласие второго родителя не представляется возможным или родитель намеренно препятствует выезду ребенка. К примеру, в Российской Федерации такие действия регламентированы Федеральным Законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Наталья Борисова, начальника отдела по делам семьи и детей
Администрации г. Свердловска и Свердловского района

<<<Назад